Мир Азерота немыслим без Медива и Нер-Зула, волшебных артефактов и магических существ. Однако магия в нём несколько иного толка, нежели привычная фентезийная система заклинаний. Никаких «школ стихий», «белой» и «чёрной» магии.
Да, здесь волшебники могут создать смертоносный огненный шар или одним своим словом удовлетворить любую прихоть. Но магия здесь – нечто большее, чем игрушка в руках смертных рас. Многие ошибочно полагают, что главный конфликт на Азероте - между людьми и орками; но намного более мудрые и осведомленные знают, что истоки всей войны - в борьбе между тайной магией, магией гордости и индивидуальной власти, и божественной магией, силой смирения, природы и сострадания.
Во-первых, следует знать, что магия Азерота – это не инструмент, которым может воспользоваться каждый. Это целая система, материя, живущая по своим законам, не зависящим от законов остального мира. Она одновременно повсюду и нигде. Она наполняет собой каждый элемент вселенной и связует разбросанные по пространству Великой Тьмы миры.
Во-вторых, магия – это сбалансированная система, и сила, которой она наделяет своего носителя, прямо пропорциональна месту этого носителя в иерархии мировых существ. Маг-человек может казаться всемогущим, но его сила – ничто пред властью тёмного колдуна – эредара.
В-третьих, мир Азерота наполнен силами, которые могут выглядеть как магия и иметь схожий эффект, но не являться ею. И маг, и колдун, и шаман могут призвать молнию, чтобы поразить своего врага, но первые два просто воспользуются мощью, которой обладают, а третий обратится за помощью к Духам Стихий, которым поклоняется.
Но, обо всём по порядку…
«… и укрыли нагие планеты покровом небес,
и вдохнули в низшие расы волю к созиданию
и стремление к сохранению порядка…»
Никому не дано узнать, как именно родилась вселенная – было ли то стихийное начало, разметавшее по Великой Тьме множество миров, или же некая всесильная сущность создала вселенную в таком виде, в каком она пребывает сейчас, однако известно, что раса Титанов, металлических богов из дальних миров посвятила себя сохранению мира и порядка. Самые сильные из них звали себя аэсиры (Aesir), или Сонм Богов, и управляли действиями остальных. Менее могущественные Титаны звали себя ванирами (Vanir)
Власть Титанов над мирами не была абсолютной хотя бы потому, что они не являлись их создателями. В их силах было лишь изменение первозданного ландшафта планет и создание условий для существования низших рас. Каз’Горот одним словом создаёт горный хребет, Эонар зажигает звёзды и наполняет небеса воздухом – всё это происходит лишь потому, что так надо, так записано в непререкаемом плане. Ваниры имели меньшую власть над мирами, но тоже трудились – сушу там поднять, пещёру вырыть, демонам рога пооткручивать.
Однако при всём при том Титаны не изменяли миры по собственному желанию. Они создавали низших существ и обучали уже существующих, дабы те сами смогли созидать. Это не желание избавить себя от хлопот, но намерение предоставить низшим расам самим выбирать свою судьбу и творить судьбу своего мира. Титаны – не маги, в своих деяниях они опирались не на могущество и возможность единожды создать совершенный мир. Они скорее творцы, скульпторы, создающие произведение искусства и далее дающие ему возможность жить собственной жизнью.
«… вглядывались в глубины Колодца Вечности,
Стараясь постичь скрытые в нём тайны»
Первым народом в Азероте, который начал использовать магию, были Ночные Эльфы. Помимо того, что они были первой из смертных (или низших) рас, появившихся в этом мире, они были изменены силой Колодца Вечности – озера, наполненного мистической энергией, которое оставили Титаны. Колодец дал эльфам мудрость, силу и вечную жизнь. Но он не дал им магии, которой не пользовались Титаны. Однако неуёмное любопытство эльфов, вернее, правящей верхушки, привело к тому, что эта энергия была использована не по назначению. Изначально призванная поддерживать жизнь во всех её причудливых формах, она теперь безрассудно растрачивалась на причуды Высокорожденных.
Однако пожелав забрать силу Колодца себе, эльфы не учли, что для этого их возможностей явно недостаточно, а их непомерное использование магии привлекло внимание падшего титана Саргараса и его Пылающего Легиона.
Дальнейшие события, известные как Война Древних, к теме не относятся. Интересно другое – после победы над демонами, Раскола Мира и изгнания Высокорожденных эльфы вернулись к забытому учению друидизма, и с помощью трёх Аспектов создали Мировое Древо Нордассил. Согласно договору с Аспектами, эльфы получили власть над природой, вечную жизнь (отнятую разрушением Колодца) и возможность входить в Изумрудный сон. Взамен друиды согласились проводить в царстве снов по нескольку сотен лет, дабы управлять силами природы и восстанавливать разрушенный мир.
Друиды являются духовными лидерами эльфов, но не занимаются политикой и предпочитают общество деревьев и зверей. Находясь в Изумрудном Сне, они странствуют по иным мирам, проникая в самую суть мироздания. Благодаря этому их чары, хоть и уступающие магии, которой властвовали волшебники прошлого, могущественны как силы самой природы.
Друиды эльфов не имеют строгого кодекса. Более того, в обществе эльфов, несмотря на трепетное отношение к природе и жизни, нет чрезмерной религиозности, и деревьям не придается сакральное значение, как и всему остальному. Любовь и уважение, осторожность – бесспорно, однако же среди эльфов нет религиозных фанатиков, ибо они слишком хорошо помнят к чему может привести фанатизм. Посему, друиды по большому счету являются одновременно и служителями, и почитателями своего культа. Все же остальные – живут согласно принятым нормам, но не многим более того. Друиды не устраивают служб, а их алтари расположены в уединенных местах, так чтоб ничто не могло помешать их единению с природой и общению с ней. Однако же, ни один друид не откажет в помощи или в совете обратившемуся к нему эльфу.
Друиды верят, что мир насыщен духами, живущими на краю восприятия. Все, что когда-либо жило, имеет свой уникальный и устойчивый дух, искру, которая взывает ко всем другим жизням в мире. Ночные эльфы имеют личный подход к своему отношению к духам - они признают каждый дух, с которым они сталкиваются, как чью-то конкретную жизнь. Они взаимодействуют главным образом с духом природы, но в непосредственной близости духа, с каким они имеют дело. Когда жизни их народа под угрозой, ночные эльфы обращаются к божествам природы, пантеону больших духов, которые представляет собой самых важных духов в жизни ночных эльфов. Элун, лунная богиня - пример одного из старших духов.
Каждый друид имеет вторую, близкую к природной, сущность. В соответствии с ней они подразделяются на две группы:
Первая группа – Друиды Когтя. Это эльфы могучего телосложения, чьей сущностью является спокойная сила и склонность к созиданию. Они подобны медведям – мудрым в своем сонном спокойствии, полным жизненной энергии, никогда не ведущим себя агрессивно, но яростным и непобедимым в бою. Друиды Когтя повелевают энергиями созидания и творения, самой сутью жизни, пронизывающей каждое существо. Они – отстраненные от суеты общества и городской жизни, много времени проводящие в созерцании, тяжелые на подъем. Многим они кажутся угрюмыми и замкнутыми, но это не так. Просто они считают многое из происходящего пустой суетой. Однако же, стоит Друиду Когтя всерьез взяться за дело, и ничто не может его остановить. Они являются и одними из сильнейших бойцов, ведь, взяв многое от медведей, они могут принимать их облик, становясь поистине страшными противниками. Обычно их можно найти в густых чащах или на берегах озер, бродящими или сидящими на месте, отстраненно наблюдающими за всем вокруг, пытаясь постичь бесконечно далекую истину бытия.
Вторая группа – Друиды Ветра. Обычные на первый взгляд эльфы своей сутью напоминают воронов. Вековая мудрость светится в их глазах, и их знания о времени и способность видеть грядущее намного превышают таковые остальных друидов. Если Друиды Когтя – это спокойная рассудительная – и чуть медлительная сила, свойственная деревьям или медведям, то Друиды Ветра – это быстрота ветра, его неистовая – но неосязаемая и кратковременная сила, порывистость и одновременная плавность. Подобно воронам они могут как наблюдать за происходящим, так и мгновенно и мощно вмешиваться в события. Если друиды когтя склонны к покою и самосозерцанию, то друиды ветра часто пускаются в путешествия ради самого путешествия, или же в дикие авантюры. Постичь жизнь можно лишь постоянно двигаясь вместе с ее бурным потоком, считают они. Их часто можно найти в скалах, на высоких пиках, где они слушают что говорит им ветер.
«…не ведали магии, но обладали
природной к ней склонностью»
Второй смертной расой, появившейся на Азероте, считаются Люди. Впервые их обнаружили изгнанные с Калимдора Высшие Эльфы – разобщённых, совершающих набеги на соседние поселения, не задумываясь о родстве и единстве расы. Однако прошло совсем немного времени, и эти племена объединились в одну нацию под руководством наиболее мудрого народа арати. Уверенные в том, что они могли удержать своими силами натиск троллей и даже затворнических эльфов в случае необходимости, военачальники арати решили построить могущественную крепость - город в южном регионе Лордерона. Город - государство, названный Стромом, стал столицей людского государства - Аратора. Объединенные под одним флагом, человеческие племена развивали сильную, оптимистическую культуру, основанную на вере в Святой Свет.
Торадин, король Аратора, знал, что таинственные эльфы в северных землях были под постоянной осадой троллей, но отказывался рисковать безопасностью его людей в защиту затворнических незнакомцев. Много месяцев прошло, и слухи о предполагаемом поражении эльфов начали сочиться вниз с севера. И лишь только тогда, когда изможденные послы из Квель'Таласа достигли Строма, Торадин понял, насколько действительно большой была угроза нападения троллей. Отчаявшиеся эльфы, очень нуждавшиеся в военной помощи, торопливо согласились обучить некоторых избранных людей владению магией в обмен на их помощь в войне против троллей. Торадин, подозрительно относящийся к любому волшебству, согласился помочь эльфам в случае необходимости. Почти сразу же, эльфийские волшебники прибыли в Аратор и начали обучать группу людей магии.
Таким образом возникла двойственная ситуация – в обществе людей обосновались приверженцы двух философских течений, взаимно отвергающих друг друга:
Святой Свет учит, что есть связь между Вами и вселенной. Эта связь проявляется через чувства, мысли и эмоции – это фундаментальные понятия Святого Света. Если Вы чувствуете, Вы знаете, что Вы существуете, что есть немного силы в пределах Вас, от которой Вы живете. В это же самое время Вы знаете, что мир вокруг Вас существует. Мир влияет на Вас и изменяет вещи, которые Вы чувствуете, тем самым изменяя Вас. Действуя на чувства, Вы можете, в свою очередь, изменить мир. Отрицать важность самого себя или мира - значит жить неполноценной жизнью. Те, кто практикует Свет, сосредотачивают свои усилия на развитие трех достоинств: уважения, упорства и сострадания. Каждое достоинство далее разделяется на принципы и уроки.
Первое достоинство – уважение. Каждое существо, которое может чувствовать, имеет тот же самый вид связи между самим собой и миром, какой и Вы. Если Вы разрушаете счастье другого, Вы уменьшаете счастье мира - и, в конечном счете, ваше собственное тоже. Практики Святого Света не наивны, они понимают, что конфликты, страдания и война неизбежны, но они стремятся минимизировать несчастье других.
Второе достоинство – упорство. В то время как Вы сами и мир имеют равное значение, философия Святого Света все же признает, что мир намного больше, чем Вы. События мира могут смести Вас и изменить Вас за один день, а чтобы изменить мир, необходимы годы. Но даже если необходимы годы, Вы неизбежно изменяйте мир. Связь между Вами и миром означает, что Вы не можете не изменять мир, даже если это изменение было минимальным.
Первые два понятия приводят к третьему, самому сложному и высшему - сострадание. Вы имеете только одну связь с миром, сильную, но только одну, которая ограничивает эффект, с помощью которого Вы получаете ваше счастье. Помогая другому и служа добру, Вы делаете этого человека счастливым. Эффект на мир удваиваться. В то же время, Вы можете стать более сильными, чтоб помочь другим. Ваша способность изменять мир растет.
Практика Святого Света – тоже не магия, ибо она основана всего на двух принципах – вере и молитве. Паладины и клирики взывают к Свету, дабы он сокрушил их врагов и вселил уверенность в сердца союзников. Рядовые жители Азерота, не столь глубоко познавшие эту философию, возносят мольбы о каких-либо материальных благах, будь то хороший урожай или новая лошадь. Не факт, кстати, что они не сбываются…
Тайная магия предана анафеме в церкви Святого Света. Начало магии лежит в пределах темноты, в обширном пространстве чистой тайной энергии, известного как Искривленная Пустота или Великая Тьма. В этом царстве живет несметное количество рас демонов, воплощающих хаос и разрушение, и стремящихся разрушить все, что создали Титаны. Однако их способность захватывать незараженные миры ограничена. Им нужно, чтобы в мире сломался барьер между Искривленной Пустотой и материальным миром. Поэтому демоны всегда стремятся обучить смертных науке колдовства, чтобы те открыли проход в свой мир. Возможности демонов развращать смертных велики, даже самые благородные маги могут зайти в долгожданное объятие Большой Темноты. По этой причине те, кто стремится использовать силы магии, должны опасаться своих действий, ибо когда жажда силы преодолевает мораль, маг станет колдуном, заложником темных сил, населяющих Искривленную Пустоту. Именно поэтому в старой шутке про мага и фелхаунда есть только доля шутки.
Маги – своего рода парии в обществе людей. Их терпят, как ценных союзников, но их присутствие явно не радует приверженцев Святого Света. Последние считают, что маг – проклятая душа, которая связана договором с демонами. И хотя маги смеются над подобными заявлениями, на самом-то деле это является частью правды.
«…кровожадные твари из самых тёмных
дьявольских дыр во вселенной…»
Многие их считают бессмысленными зверьми, не обладающими никакими человеческими качествами, в том числе и сочувствием. Немногие знают об их истории, Орки однажды были гордым и благородным обществом, исповедующим веру в духов - шаманизм. Давным-давно благородная раса орков была развращена Пылающим Легионом и превращена в безжалостную разрушительную Орду. Заманенным в мир Азерота оркам пришлось вести войну с людскими королевствами Азеротом и Лордероном. Однако, хотя Орде практически удалось уничтожить человечество, в конце концов, она поглотила себя изнутри и распалась. Побеждённые орки провели многие годы в охраняемых тюрьмах, без возможности действовать, без планов о завоеваниях и военных действиях. Спустя многие годы молодой вождь и шаман возглавил свой народ в самое тёмное для него время. Молодого орка звали Тралл. Под его началом орки освободили себя от цепей демонического влияния и вернулись к своему шаманскому прошлому.
По велению странного пророка, Тралл повёл свой народ в древние земли Калимдора. Там Тралл и Орда столкнулись лицом к лицу со своим старым притеснителем — Пылающим Легионом. С помощью людей и ночных эльфов орки победили Легион и отправились искать свой путь в новом для них мире. В суровых Пустошах Калимдора они построили собственное королевство, названное Даротар, в честь отца своего вождя.
Когда орки вышли из-под власти Пылающего Легиона, они обратились к своим старым верованиям и шаманизму. Вернувшись к почитанию Ветра, Земли и Огня, орки вновь стали теми, кем были до заточения в резервации и до проклятия демонов – гордым, вольным народом. Шаманы играют большую роль в обществе орков, но не за счет страха, испытываемого перед ними их паствой, а из-за уважения и благоговения. Они те, к кому идут когда тяжело на душе, и они те, к кому идут когда нужна храбрость или покровительство духов или мудрый совет. Шаманы сосредотачиваются на поклонению пяти Духам Стихий:
Дух огня символизирует внутренний огонь, горящий в душах орков, это гордость, неукротимость, открытость и искренность. Дух Земли – это выносливость, жизненная сила и стойкость – качества, ценные для любого воина. Дух Ветра – это свобода и сила. Дух Воды – спокойствие и упорство. Пятый дух – это Дух Жизни, сильнейший из остальных. Он символизирует всё то, что было забыто в годы поклонения демонам – мудрость, скромность и сострадание.
Все эти качества делают честь любому орку, и все они считаются добродетелями. Поклоняясь этим стихиям, орки верят что они перенимают их силу. Огонь, скалы, вольный ветер – все это имеет сакральное значение для орков, и уж тем более – для их шаманов.
Помимо этих стихий, в Орде распространено почитание духов предков. Это почитание не настолько глубокое, как у тауренов, однако же любой орк верит, что его предки наблюдают за ним, и оценивают все его поступки.
У орков бытует поверье, что после смерти тот, кто жил достойно, в виде духа продолжает существовать рядом с теми, кто ему был дорог, оберегая и помогая им.
Те же, кто жил недостойно, исчезнут навсегда, растворившись в ткани мира. Шаманы играют роль своеобразных маяков – именно они указывают правильный путь, когда кого-то из их племени обуревают сомнения, и именно они могут столкнуть с пути недостойного. У орков существует также неписанный «кодекс чести», поясняющий, какие поступки достойны, а какие - нет. Он весьма тесно связан с религиозными верованиями, и фактически является частью культа.
Шаманы орков непонятным образом связаны с друидами Ночных эльфов. Их сила – это сила природы, сила духов. Однако шаманы не прибегают к ней просто так. Основой их учения является то, что всё в мире взаимосвязано, и даже небольшое изменение одной части приведёт к изменению системы в целом, поэтому нельзя убить животное или срубить дерево, не получив на то разрешения духов.
Сила шамана основана на «зовах» - просьбах о помощи, с которыми они обращаются к Духам. Это именно просьбы, ибо шаман понимает, что Духи – не слуги, а существа, стоящие много выше его самого, и зачастую видящие много больше. Они могут отказать шаману, если сочтут его просьбу недостойной.